Создание условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся
Важнейшей составляющей работы школы является деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни за счёт реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья детей.
Критерием эффективности деятельности педколлектива по здоровьесбережению обучающихся является состояние их физиологического, психического и социального благополучия. Отслеживание параметров здоровья осуществляется поэтапно: при поступлении в первый класс, по окончании начальной школы, в 9 - х и 11-х классах. Состояние здоровья отслеживается по результатам внутришкольной документации. Первоначальная диагностика показывает, что уже при поступлении в 1 класс дети имеют отклонения в здоровье, значительное количество будущих первоклассников находятся на диспансерном учёте.
Причины: воздействие неблагоприятной семейной обстановки, родовые травмы, плохое питание отдельных детей, несоблюдение режима сна и отдыха, недостаточная двигательная активность, а также генетическая патология.
Наиболее распространённые заболевания обучающихся 1- 11 классов: заболевания опорно - двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения, заболевания нервной системы, понижение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, задержка физического развития.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – одно из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива. Регулярно проводятся лечебно - оздоровительные мероприятия (прививки, медико-витаминозное лечение, систематическое обследование). Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья обучающихся часто является причиной трудностей в усвоении учебного материала, усилия педагогического коллектива направлены на устранение тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению.
В Учреждении совершенствуется система взаимодействия школьного фельдшера и педагогов с родителями (законными представителями), с семьёй обучающихся, привлекаются общественные организации для пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. Совершенствуется мониторинговая деятельность (выявление частоты возникновения школьных форм патологии). Большое внимание уделяется соблюдению мер по технике безопасности, санитарно-гигиеническим условиям образовательного учреждения, улучшению питания обучающихся, материально-технической и учебной базы, социально-психологического климата в коллективе.
Стратегические и приоритетные направления деятельности коллектива МБОУ СОШ № 5:
- организация деятельности школы на принципах здорового образа жизни;
- изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий;
- внедрение в образовательный процесс курсов, ориентированных на обучение здоровому образу жизни;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан РФ;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ОО.
Главным направлением по формированию здоровьесберегающей среды в школе является организация всего образовательного пространства на основе принципов природосообразности и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
В школе реализуются программы «Здоровье», «Я здоровье берегу»;
В рамках Программ проводятся:
- «Уроки здоровья»;
- Дни здоровья;
- Дни психологической разгрузки;
- Походы выходного дня и экскурсии на природу;
- Беседы со специалистами (медицинскими работниками детской поликлиники);
- Здоровьесберегающее образование через уроки ОБЖ, биологии, физической культуры и др.;
- Психологические тренинги;
- Месячники ПДД;
- Оздоровительные динамические перемены;
- Спортивные секции;
- Спортивные соревнования, конкурсы;
- продолжительность занятий;
- устранение перегрузки учебными занятиями;
- двигательные паузы;
- специальная система упражнений на уроках физической культуры по профилактике сколиоза, плоскостопия, правильной осанки;
- офтальмологические тренинги;
- профилактика во время эпидемий (витаминопрофилактика, режим проветривания, общеукрепляющие мероприятия и др).
Расследование несчастных случаев проводится в соответствии с общим порядком и в сроки, установленные статьями 227- 231 Трудового кодекса Российской Федерации. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травмы, острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов или биологического характера, а также иные повреждения здоровья при авариях и чрезвычайных ситуациях, происшедшие во время занятий, внеурочной деятельности, спортивных кружках, при проведении мероприятий в выходные, праздничные дни, если эти мероприятия проводились работником школы или лица назначенного приказом директора. Результаты проведенного расследования заносятся в "Журнал регистрации несчастных случаев", который хранится у специалиста по охране труда и технике безопасности.
В МБОУ СОШ № 5 организовано обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Обеспечено соответствие зданий, строений, сооружений оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности.
Обеспечена безопасность обучающихся, во время учебного процесса, предусматривающая возможность быстрой и безопасной эвакуации на случай чрезвычайной ситуации.
Во исполнение действующего законодательства Российской Федерации в школе: организован контрольно-пропускной режим, обеспечивающий безопасное пребывание людей в здании школы, постоянный контроль за территорией учреждения и прилегающей местности; в здании имеется система оповещения людей о возникновении ЧС на объекте, имеется кнопка экстренного вызова органов полиции; имеются паспорта безопасности; разработаны планы и схемы эвакуации персонала и обучающихся при пожаре и угрозе возникновения и совершенном террористическом акте; разработаны должностные инструкции.
На занятиях по ОБЖ изучаются правила поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта; систематически проводится инструктаж персонала и обучающихся, который фиксируется в журналах инструктажа; разработаны инструкции по действию при угрозе террористического акта; проводятся личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения.